Навигация Форума
Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Модный автопилот для выхода на орбиту Prime Vector Guidance.

черновик, дополню картинками и уточнениями.

Решил тут оставить некоторые соображения по использованию PVG, может, будет полезно. Эмпирический опыт нескольких сотен (может, и на тысячи счёт пошёл) запусков.
TARG. С параметрами требуемой орбиты всё просто - нужный перигей\апогей, наклонение. Attach altitude - это костыль на тот случай, если автопилот почему-то решает завершать скругление в апогее, а не перигее. В таком случае надо активировать и поставить значение ПЕ. Теоретических можно использовать для особо извращённых выводов, наверное.
Про наклонение. PVG прекрасно выводит на наклонения => широты запуска, но ещё он умеет делать dog-leg манёвр: запуск на более низкое наклонение, естественно, за счёт перерасхода дельты. Перерасход сильно зависит от времени работы ступеней, чем дольше - тем меньше потери. При запуске РН типа "Союз" для разницы в 3° дополнительный расход будет порядка 300 м/с. Для РН типа первых Титанов или Зенита потери будут больше.
GUID. Самые важные и критичные значения в секции, определяющей кривизну траектории, особенно важно для участка до 40 км высоты. Booster pitch start - на какой скорости начинать программу поворота. Оптимальные значения 40-50 метров в секунду, чем позже, тем Г-образнее выйдет. Booster pitch rate - скорость изменения тангажа. Прямо зависит от тяговооружённости. Для twr 1.2 значение больше 0.35°/с грозит зарыванием в атмосферу. Для twr 1.4 можно смело ставить 0.55-0.6. Зарывание (overlofting) происходит из-за того, что автопилот стремится удерживать угол атаки таким, чтобы набегающее давление не превышало значение Qα-limit, из-за чего скорость поворота может быть больше заданной вручную, РН полетит параллельно горизонту и сгорит. Собственно, Qα-limit отвечает за предельную парусность, насколько РН может отклоняться от курса. Значение меньше 1000 потребует очень точного подбора скорости поворота, а больше 3500 может привести к опрокидыванию. Q Trigger - динамическое давление на РН, ниже которого PVG прекращает обращать внимание на атмосферные дела и считает, что мы уже в вакууме, дефолтное значение 15, но лучше 10, а то и 5. Fixed coast length - время, которое последняя (вторая или третья ступень) могут лететь до включения двигателей. По-умолчанию активна со значением 0, что значит запрет на свободный полёт. Дезактивация кнопки разрешает автопилоту решать самостоятельно. Полезно для РН с коротким (меньше 6 минут) суммарным временем работы ступеней и/или высоким перигеем конечной орбиты.
OPTS. Кнопку Keep limited throttle трогать категорически нельзя - даже с двигателями, позволяющими дросселирование тяги он работает плохо. Забавы типа Delta Heavy, Ангара-А5 или ФХ только руками, к сожалению.
Параметры Stage fairing when: работают как логическое И - все три должны выполняться. У меня настроено на 50кПа + 90 км + 150000 Вт/м2. Гарантированный сброс обтекателя при пересечении 90 км высоты при условии, что створки находятся в следующей по порядку ступени. Я в эту же ступень пихаю декуплер сброса САС и движки САС, чтобы автоматом отстреливалось и сбрасывалось.
Очень полезная функция - Support hotstaging. Позволяет производить горячее разделение ступеней, как у нас обычно принятно. Для того, чтобы PVG правильно отработал, надо, чтобы двигатель стоял перед декуплером. Он будет включаться за N секунд до разделения. Число N желательно ставить примерно равным времени выхода движка на режим. Можно посмотреть по ПКМ на двигателе, значение effective spool-up.
Всё остальное можно оставлять по умолчанию, разве что градусы поворота по вкусу выставить.
В разделе, который показывается/скрывается верхней кнопкой STATUS выводится текущая информация по плану работы и о прогнозе результата. Обновление идёт с частотой 1 Гц, можно чаще при хорошем проце, но смысла нет. Снизу вверх показывает: активную ступень, оставшееся время, дельту, которая останется по прогнозу - параметр имеет смысл только для последней ступени. Если планируется Coasting (дрейф), то перед последней ступенью будет время дрейфа. Значения всё время меняются, т.к. PVG не может точно просчитать воздействие атмосферы и гравипотери. На старте, при нажатии верхней кнопки Engage autopilot у последней ступени должен оставаться запас дельты от 500 до 1000 м/с, сильно зависит от "резвости" ракеты. Для Протона нормальный показатель 550 м/с, для Союза около 850-900. Если видите такой планируемый остаток - шансы на успех очень высоки.
Если при активации автопилота в статусе только нули и зелёная надпись ENABLED - автопилот не может распознать вашу хитрую последовательность ступеней и её надо подправить. Двигатели с декуплерами ставить вместе нежелательно. Либо горячее разделение, либо декуплер+РСУ, двигатель следом. Обтекатель в одной ступени с движком - лучший способ сломать автопилот. Если играете с фиксированным/неопределённым участком свободного полёта, то для надёжного просчёта лучше деактивировать и снова активировать автопилот. Иногда помогает нажание кнопки DO NOT PRESS - можно жать смело, она вправляет мозги автопилоту, если у него что-то переклинило. Единственная ситуация, когда её действительно не надо жать - за несколько (5-7) секунд перед активацией следующей ступени.
В качестве средства объективного контроля очень хорошо служит мехджебовский Flight Recorder. График Acceleration наглядно показывает изменение тяги - удобно для РН с несколькими двигателями, сразу видно падение тяги. Параметр Pitch позволяет оценить оптимальность скорости поворота. Если линия идёт равномерно вниз с замедлением снижения при выходе на стабильный разгон - всё хорошо. Если снижение происходит скачкообразно вниз (при срабатывании Q trigger) - скорость поворота надо увеличить. Если после снижения РН опять задирает нос вверх с появлением горки на графике - поворачивает слишком быстро. МЖ запонимает все настройки по имени РН, следующий запуск подставит нужные значения для каждой летавшей ракеты.

И это все, что я могу сказать о войне во Вьетнаме.

Marschig отреагировал на эту запись.
Marschig
Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
*

девятнадцать + семь =

Генерация пароля